Выдержки и отзывы об иконописце

Выдержки из статей и отзывов экспертов и специалистов по современному и древнерусскому искусству, искусствоведов, архитекторов и реставраторов о работах иконописца священника Андрея Давыдова

1.«Заключение рабочей группы Высшей комиссии по охране культурного наследия при Министерстве культуры РФ» (от 16.I.1998 г.) по собору Рождества Иоанна Предтечи.

Члены рабочей группы согласны в том, что работы о.Андрея являются произведениями высокопрофессионального мастерства и отличаются художественным качеством, которое делает их заметным явлением в современном иконописном искусстве.Необходимо отметить также, что принцип согласования стиля новой живописи с характером архитектуры древнего памятника (XIIв.) является на сегодняшний день наиболее приемлемым для работ, проводимых в интерьерах древних памятников , передаваемых в пользование общин верующих.

Комеч А.И. – председатель комиссии , доктор искусствоведения, директор Гос. Института искусствознания МК РФ.

Лифшиц Л.И. – кандидат искусствознания, ведущий научный сотрудник Гос. Института искусствознания МК РФ.

Сарабьянов В.Д. – художник-реставратор высшей квалификации , бригадир реставраторов Межобластного Научно-реставрационного художественного управления МК РФ.

Сорокатый В.М. – ведущий научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

2. Кутейникова Н.С. – доцент кафедры русского искусства Института живописи , скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств, член Ассоциации искусствоведов СНГ. 11.I. 1998г.

Ваши иконы – свидетельство бережного и вдумчивого подхода к освоению традиций великой Православной культуры иконописи Древней Руси, её византийских и греческих корней, свидетельство и собственно Вашего личного художнического таланта.Ваша ориентация на древние традиции, качественный уровень исполнения говорят о возможных успехах именно этого направления , о его плодотворности.Принципиально важным кажется и создание Вашей иконописной мастерской.Её иконы достойны многих храмов , которые сегодня возвращаются в лоно Церкви.

3. Мудров Ю.В. – директор – Первый Вице – президент Санкт-Петербургского Фонда культуры. 05.I. 1998г. О выставке «Святая Русь» :

Особо хотелось бы отметить вклад в возрождение высоких традиций иконописи о. Андрея.

Иконы о.Андрея вызвали большой интерес как художественной , так и церковной общественности, посетителей выставки.Их отличает подлинное благочестие , свойственное лучшим образцам древней русской иконописи.

4. Этингоф О. Е. — Старший научный сотрудник Государственного Института Искусствознания. Кандидат искусствоведения:

Предпринятая о.Андреем попытка создания новой декорации церкви Рождества Иоанна Предтечи XII в. во Пскове выгодно отличается от многих других.Воссоздание типа низкой алтарной преграды , который и был обычен для византийского и русского искусства домонгольской эпохи, выполнено очень тактично и в целом хорошо гармонирует с архитектурой храма.Усилия о.Андрея заслуживают большого уважения и поддержки, хочется пожелать ему дальнейших успехов.

5. Колпакова Г.С. – Профессор Свято-Тихоновского Богословского Университета , кафедры истории и теории изобразительного искусства Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, кандидат искусствоведения.

Собору Рождества Иоанна Предтечи чрезвычайно повезло, т.к. созданная о.Андреем алтарная преграда органично вписалась в древний ансамбль и в наименьшей из возможных степени затрагивает реальное впечатление от памятника как от объекта искусства XII в. Строгость и простота конструкции преграды, её скромный облик, характер письма икон проявляют воздействие интерьера храма.

6. Бобров А.Г. – доктор филологических наук, старший научный сотрудник Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук.12.I. 1998г.

Благодаря воистину подвижническим усилиям настоятеля, собор отремонтирован, восстановлен интерьер и иконостас, регулярно проводятся Богослужения.Особо следует отметить, что все интерьерные решения и сам иконостас полностью гармонируют с архитектурным обликом собора, бережно сохраняют древлеправославные традиции и неповторимый дух эпохи наших первых святых.Недаром многие исследователи , изучающие историю и культуру Древней Руси и Византии , посетив собор , давали высочайшую оценку таланту и трудолюбию иконописца-священника о.Андрея.Старина будто воскресает здесь, в этом соборе, одном из самых замечательных среди русских святынь.

7. Царевская Т.Ю. – Главный хранитель Софийского собора Великого Новгорода, кандидат искусствоведения.14.I.1998г.

Пользуясь возможностью хочу лично выразить Вам глубокое уважение и искренние симпатии , основанные на знакомстве с вашим творчеством, восстанавливающим разорванную историей цепь великой древнерусской традиции. Это трудное, но благородное дело уже получило достойное выражение в Вашей иконописной и фресковой практике в самом соборе, чей древний интерьер Вы воодушевили с таким тактом и пониманием всей ответственности взятой на себя задачи.

8. Акундинов И.Ю. – учёный секретарь Новгородского музея-заповедника.22.I.1998г.

Хочу отметить чрезвычайно удачно восстановленный Вами иконостас.Именно такая невысокая алтарная преграда издревле существовала в Вашем храме.Очень интересны иконное убранство и фресковые росписи в Вашем храме.

9. Бисерка Пенкова – доцент Академии художеств, Болгария, София. 25.09.2003 г.

Для меня Ивановская церковь останется одно из сильнейших впечатлений из Пскова своей древней архитектурой и своими фресками и иконами, которые органически вписываются в архитектуру и сохраняют дух древняго храма.

10. Орлова М.- ведущий научный сотрудник отдела истории древнерусского искусства ГИИ МК РФ. 25.09.2003 г.

Воссоздание древнего темплона, особенно древней живописи, можно только приветствовать.Если и создавать новую живопись в древнем храме, стилистически она должна соответствовать времени его создания.

11. Иконников А. – академик архитектуры, Гнедовский — Союз архитекторов России , президент и академик.

Общим впечатлением от посещения была радость от возрождения подлинности древней формы храма, тонкость художественного проникновения в правду древних форм,

древней православной традиции.Искренни и гармоничны введение в храм живописных изображений.

12. Бирюков Ю.Б.- искусствовед, занимается архитектурной археологией.

Творческие поиски о.Андрея не разочаруют любителя старины.В его работах слышится беседа с древними мастерами, отражается и наше время.Искусству о.Андрея присущ индивидуальный стиль.Оно разнообразно, правдиво, познавательно и , в отличии от репродукций, ремесленного бездушного тиражирования. Эти иконы – для молитвы.Таковы все известные нам древние образы. Среди них нет не талантливых.

13. Голубева И.Б. – ведущий искусствовед Спецпроектреставрации г.Пскова, апрель 2000г.

Отметим прежде всего, что о.Андрей имеет классическое художественное образование, свободен от слепого подражания и восприимчив как к иконописному канону, так и к духовным потребностям современного общества. Ещё одна, свойственная иконам о.Андрея, особенность – укрупнение изобразительной формы по отношению к масштабу доски.Приём, известный в иконописи, стал ключевым методом, которым достигается эффект взаимодействия между иконой и зрителем.Изображение, выходящее за пределы поля, за ковчег, приобретает собственное пространство, усиливает иллюзорное движение света, цвета и формы, чем устремляет гармонический импульс – к нам. Неуловимость идеального образа максимально приближена. Глаза в глаза смотрят Спаситель, Богоматерь, Ангелы и Святые. Иконописец о.Андрей Давыдов свидетельствует: они рядом, ближе, чем нам кажется.

 

Выставки:

1. «Современная икона», Москва, Манеж, 1991г.

2. Выставка икон, Латвия, Даугавпилс, Политехнический институт,1991г.

3. Выставка икон Православных праздников, Италия, г. Тренто, 1995г.

4. Выставка икон, Италия, г.Падуя, 1996г.

5. Выставка икон и фресок, г.Санкт-Петербург, Музей этнографии, 1997г.

6. Выставка икон «Русь Православная» , г.Санкт-Петербург, Манеж, 1998г.

7. Выставка « Икона в пространстве храма», г.Санкт-Петербург –г. Москва, 2002г.

8. Выставка икон в «Галерее на Бастионной», г.Псков, 2003г.

9. Выставка икон в Голландии, г. Hernen, 2003г.

10. «Выставка современной иконописи и церковного искусства», Москва, Театр « Школа драматического искусства», 2004г.

11. Выставка «Современное церковное искусство» , Приказные палаты Псковского Кремля, 2004г.

 

Публикации в газетах, книгах и журналах:

1. Книги: сборник «Голос в ночи» 1983, «Афганские сказки»1984 ,издательство Дет.лит., оформление А.Давыдов.

2. Газета «Новости Пскова», 4 апр.1996г., Канонические иконы о.Андрея Давыдова. О.Константинов.

3. Газета «Русская мысль», 13 марта 1997г.,1.) Иконостас как живая традиция.И.Языкова.

4. Иконостас или алтарная преграда? Свящ. Андрей Давыдов.

5. Финские журналы «Outokumpu News» ,02. и 04. 1997г.

6. Газета «Континент» 7.02.1999г.Храм иконой возрождается.А.Куликов.

7. Бельгийский журнал «La Voix de Saint-Jean-le-Precurseur», 07.1999г.

8. Итальянский журнал «Jesus», 08.1999г.

9. Пособие по катехизации «Наша жизнь с Богом» 1999г.,Констанция Тарасар. Издательство «Госпел Лайт», иллюстрация стр.102.

10. Амер. газета «The New York Times.18 .03.2000.A Calling of Faith and Art in a Russian Church.By Michael Wines.

11. «The light of Faith and Learning» Голубева Ирина.Учёные записки Академии Художеств им. Репина.Петербург, апрель 2000.

12. Газета «НГ – религии».25.10.2000г.Древние храмы Пскова:проблемы и перспективы.А.Тасалов.

13. Амер. Газета «Houston Chronicle», 07.02.2001.

14. Языкова Ирина книга « Се творю всё новое» .Икона в XX веке.2002 г. Фонд Христианская Россия.

15. Газета «Псковская губерния». 16.06.2004.Современное и церковное.

16. Газета «НГ-религия».Рискин А. Время одиночек прошло.Файл: andrey.rtf.

 

Радиопередачи и документальные фильмы о работах о. Андрея:

1. Фильм «Господи, просвети нас лицем твоим», 1993г.

2. Документальный фильм « Собор Рождества Иоанна Предтечи» по каналу «Культура», 1998г.

3. Radio broadcast, BBC Russion Program, March 1998.

4. Псковское радио «Пилот», цикл передач, 1999г.

5. Псковское телевидение, телепередачи о иконах о.Андрея , 1995 – 2004г.

6. Фильм « Фреска», 1998г.

7. Различные телепередачи: во Франции -1996г, в Италии – 1997г., в Финляндии – 1996г., в Америке, штат Техас – 2000г.