О шитье

Интервью матушки Марины о шитых иконах.
Мне удалось начать заниматься шитыми иконами примерно 20 лет назад.
До этого я никогда не вышивала, а только шила и вязала. Начиная работать над шитыми иконами, я считала, что мне легче связать икону, чем вышить.
Тогда мы жили во Пскове и мне негде было узнать, как это делается. Все вокруг вышивали крестиком, а про вышитые иконы никто ничего и не слышал.

Сначала получалось не очень хорошо, много приходилось переделывать, читать и изучать книги по Древнерусскому прикладному искусству. С опытом какие-то вопросы ушли, но зато появились новые. Наверное, это обязательная часть любого процесса, который увлекает.

На фото: Архангел, фрагмент. Благовещенье — работа в процессе — шитье матушки Марины

Для своих работ я использую различные материалы – куски старинных церковных облачений, которые уже нельзя использовать в церкви. В работу идут бусины, кусочки камней, современные ткани.

Первые шитые облачения находят в захоронениях епископов с 17 века. Вышивка как художественная техника широко использовалась в монастырях, при царских и княжеских дворцах. Обычно шитые хоругви, плащаницы и иконы хранились в церквях и дома.
Шитые иконы – очень трудоёмкая работа. Одну работу выполняли несколько мастериц разом и не один год. Хранились они очень бережно и доставались на большие церковные праздники.

Часто бывало, что икона не вышивалась вся целиком — то есть на основе не создавался ещё один слой ткани методом вышивки. В таком случае использовались и куски ткани, пришитые к основе, и вышивка. Это можно видеть, например, в музее, расположенном в Суздале в Спасо-Евфимиевском Преображенском монастыре.

Для шитых икон использовались дорогие ткани, такие как шёлк, бархат, парча, золотая нить, драгоценные камни и бусины.
Иконы никогда не вышивались техникой «крестиком», а только гладью. Для вышивания лиц и рук использовался крашеный шёлк, обычные нитки. После того, как шитая икона построена, её освящают так же, как и рукописную.

на фото:  Покров «Александр Свирский» 1645г. Москва Александро-Свирский понастырь Мастерская Евдокии Лукьяновны (жена царя Михаила Федоровича)

Покров Князь Георгий Всеволодович ок.1645г. из собрания Владимир-Суздальского музея заповедника
Больше работ матушки Марины можно посмотреть и заказать в нашей галерее, раздел «Шитьё»